Роберто ди Бартини

размещено в: Тексты | 4

БартиниРоберт Людовигович Бартини (Roberto Oros di Bartini) родился 14 мая 1897 года в австро-венгерском городе Фиуме (ныне город Риека, Хорватия). Его имя и фамилия мало о чем говорят широкому кругу читателей и даже многочисленным авиационным специалистам. А между тем о жизни этого выдающегося авиаконструктора можно написать большой приключенческий роман. Барон, сын министра иностранных дел Италии Людовико ди Бартини, владеющий несколькими европейскими языками, окончивший Миланский политехнический институт и летную школу в Риме, Роберт под влиянием бродивших в то время идей о мировой революции, стал коммунистом в 1921 году, выполнял рискованные поручения итальянской компартии, предотвратил уничтожение боевиками Савинкова советской делегации, приехавшей на Генуэзскую конференцию под руководством Чичерина. А до этого он был участником Первой мировой войны, в 1916 году окончил офицерскую школу. На фронте был взят в плен казаками генерала А.А. Брусилова. Попав в плен, изучил русский язык, хорошо знал русскую историю и классическую литературу, историю мировой архитектуры.

Затем, чудом избежав ареста секретной службы Италии, в 1923 году уехал в Советский Союз, где решил «положить все силы на то, чтобы красные самолеты летали быстрее черных». Опытный инженер и летчик, Бартини начал работать в авиации, сделал быструю карьеру в Красной Армии, получил звание комбрига и до 1929 года исполнял обязанности главного инженера ВВС ВМФ.

Для ди Бартини главное — жизнь духа, жизнь мысли. Он забывал пить и есть, работая иногда до полного истощения. Для ученого слава, деньги, комфорт не представляли особой ценности — он их просто игнорировал. Физик, конструктор, математик, философ, мыслитель, свободно владевший всеми европейскими языками, был прекрасным пианистом, занимался живописью.

Значительно позже заслуги Р. О. Ди Бартини были оценены Советским правительством и отмечены орденом Ленина, орденом Октябрьской революции, Ленинской премией. Правда, эти награждения никогда не афишировались. Вообще, его имя было известно только в узком кругу советских авиационных профессионалов, широкая публика о нем практически ничего не знала.

Загадочный итальянский дворянин венгерского происхождения появился в Москве в середине 20-х годов. О нем, секретном сотруднике советской разведки, ходили тогда легенды: его считали и прототипом Воланда, и человеком, связанным с итальянской мафией, которая как раз и дала ему имя Роберто Бартини, и даже инопланетянином.

В тридцать восьмом потомка итальянских аристократов арестовали работники НКВД, и особое внесудебное заседание отмерило ему «десять лет без права переписки». Подробности неизвестны, но, скорее всего, в обвинительном заключении фигурировала пресловутая 58-я статья. Карательная машина действовала избирательно. Итальянский инженер не попал в колымские лагеря, а оказался в закрытой «шарашке», которой руководил Андрей Николаевич Туполев. Десять лет, до 1947 года, Бартини работал в заключении, сначала в ЦКБ-29 НКВД, затем в эвакуации в Сибири. Именно в тот период Бартини начал разработку проекта «невидимого» самолёта — невидимого во всех отношениях для человеческого глаза и для всевозможных приборов. Свободу итальянец в России получил по окончании срока и затем трудился в «почтовых ящиках»

Большинство разработок ди Бартини значительно опережали свое время. Многие технологические и конструкторские самолетостроительные идеи могут быть воплощены только сейчас, значительная часть ждет своей реализации в будущем(например, летающий авианосец, монорельсовый поезд на магнитной подушке, орбитальный космоплан и др.).

Скажем так: сегодня нет специалистов с энциклопедическим уровнем знаний и талантом, равных масштабу ди Бартини. Труды по философии и теоретической физике, изобретатель, конструктор самолетов и космических кораблей, легендарный гений предвидения, высокая культура и обаяние, одаренность, посланник Бога — Ангел на Земле — все это важнейшие вехи героической эпохи Роберта Ороса ди Бартини. Возможно, что к бесценным идеям ди Бартини проявят интерес ученые Росси и мировое научное сообщество в ближайшее время, в особенности, если теория суперструн не даст выхода на физический, реальный эксперимент в течение ближайших 10 — 15 лет.

Общетеоретические воззрения ученого, по его оценкам, могут быть восприняты и осуществлены через 200-300 лет. Об этом Р. О. ди Бартини написал в своем завещании, предлагая законсервировать свой image003архив и начать работать с ним после 2197 года. Осознание и освоение творческого наследия ди Бартини — великого мудреца и ученого-провидца предполагают энциклопедическую образованность исследователя, способность мыслить предельно широкими естественно-научными, философскими, а иногда и религиозными категориями.

Впервые в мировой философии и науке Ди Бартини приходит к парадоксальному, оригинальному выводу о существовании Мира, Вселенной в шестимерном континууме: число измерений пространства равняется 3, число измерений времени равняется 3. Все физические процессы и явления происходят в (3+3) — мерном континууме. В противоположность традиционной модели с 4 измерениями (три измерения пространства и одно времени), Мир ди Бартини построен на шести ортогональных осях. «Прошлое, настоящее и будущее — одно и то же, говорил Бартини. — В этом смысле время похоже на дорогу: она не исчезает после того, как мы прошли по ней и не возникает сию секунду, открываясь за поворотом». Однако на «шестимерии» ди Бартини не остановился. Он придерживался взгляда о том, что Мир имеет бессчетное число измерений; «шестимерие» — это лишь ближайшее к нам, устойчивое состояние. Эту модель он получил на основании философских, физических, математических гипотез и размышлений. Ученый изложил свои результаты в фундаментальных статьях «Некоторые соотношения между физическими константами» и «Структура пространства-времени».

Работая с размерностями физических величин, ди Бартини построил матрицу всех физических явлений, основанную только на двух параметрах: L — пространство, и T — время. Это позволило увидеть законы природы как клетки в матрице. Так же как Дмитрий Иванович Менделеев открыл Периодический закон химических элементов — один из основных законов Природы, ди Бартини открыл Периодическую таблицу физических законов Природы. Когда ученому удалось обнаружить, что фундаментальные законы сохранения располагаются по диагонали в этой матрице, он предсказал и затем открыл новый закон сохранения — закон сохранения мобильности. Тем самым доказана эвристическая функция таблицы (матрицы) ди Бартини. А сам он находится в одном ряду с такими гениями человечества как И. Кеплер, И. Ньютон, Р. Майер, Дж. К. Максвелл и др. Периодическую таблицу физических законов природы ждут новые интересные открытия.

image009Данный вывод обладает мощным эвристическим потенциалом. На основе Таблицы ди Бартини можно не только давать пространственно-временные (геометрические) интерпретации уже имеющимся физическим инвариантам, законам и теориям, но и находить, открывать новые законы.

Можно поставить вопрос о конкурирующей способности теории ди Бартини и теории суперструн. В философских, математических и физических работах ди Бартини создает, формирует уникальную фундаментальную теорию 6-мерного квантованного пространства- времени — «Мир ди Бартини» и разрабатывает метод сведения основных физических величин к пространственно-временным. Философские работы ученого направлены на обоснование его физических идей и концепций.

Среди советских авиаконструкторов Роберто Орос ди Бартини известен как гениальный разработчик. Он придумал и внедрил новый способ сочетания парового охлаждения и изменения давления, используемый сегодня во всех современных турбинных двигателях самолетов и названный «эффектом Бартини», а также новую модель крыла самолета, внедренную позже на Ту-144.

Авиаконструктор М.А.Гурьянов: «Бартини не был авиаконструктором в общепринятом смысле. Он даже простейший узел не мог рассчитать. Зато он был знаком с невероятным множеством вещей за пределами специальности. Его машины рассчитывали и чертили другие люди. Бартини видел. Сядет, глаза закроет проходит час, другой… Потом берет карандаш и рисует. Рисовал он превосходно!» Полярный летчик А.Д.Алексеев вспоминал: «Он был из тех, кто ни на миг не терялся в неожиданно наступивших трудных обстоятельствах».

Дарование советских авиаконструкторов проявлялось в их феноменальном проникновении в «бытие» создаваемого изделия. Создатели планеров мастерски «вживались» в конструкцию и интуитивно ощущали «поведение» воздушного пространства.

Конечно, никто не в силах полностью проникнуть в то, каким образом возникали его замыслы по созданию летательных аппаратов, которых он сконструировал около 60-ти. Но некоторые важные факты можем зафиксировать. Ещё со студенческих времён Бартини интересовала проблема гладкости. В результате был разработан общий метод построения непрерывных в высших производных аналитических контуров, плавно покрывающих всю поверхность. Такая доведённость исследования до завершённого результата указывает нам на то феноменальное проникновение в секреты взаимодействия обтекающей среды с обтекаемой поверхностью, которое объясняет творчество Бартини. Как Тесла работал с токами высокой частоты, так и Бартини перевоплощался во взаимодействие этой среды с конструкцией проектируемого летательного аппарата. Только таким образом можно объяснить все его разработки, каждая из которых представляла собой «прорывную инновацию» в авиастроении.

Но Бартини стремился осмыслить это перевоплощение. Его феноменальное восприятие работало и в «бытии» идей. Он утверждал, что возможна математизация рождения идей. В первую очередь, это относилось к его диалектическому методу «И – И», когда в устройстве создаваемого изделия соединялись, казалось бы, взаимоисключающие требования. О возможностях этого метода говорят такие общепризнанные образцы, как танк Т-34, штурмовик Ил-2. В них великолепно воплотились взаимоисключающие требования. Но если это откровенно были находки феноменально талантливых конструкторов Кошкина и Ильюшина, то Бартини уже шёл по пути осмысления того, как получать такие находки.

Им была разработана теория межконтинентального транспорта земли, ядром которой была трёхмерная прогностическая таблица с оценкой транспортной производительности судов, самолётов и вертолётов. Её оси составили три обобщённых показателя (в которые были сведены все значимые характеристики транспорта). Это была «первая» таблица Бартини. Эта теория воплотилась в весьма необычную конструкцию.

Это описание «методического оснащения» Роберто Бартини приоткрывает для нас завесу над тайной создания его более известной таблицы. Здесь мы сталкиваемся с аналогичной методической идеей, которая отдалённо напоминает морфологический анализ.

Однако в истории с нашими авиаконструкторами есть ещё один важный момент, который позволяет говорить о том, что феноменальное восприятие можно развить. Этот момент обусловлен тем, что практически все они прошли планерную «школу Коктебеля».

Организатором слёта планеристов был К. К. Арцеулов, известный лётчик-испытатель, внук И. К. Айвазовского. Место будущих стартов ему помогал выбирать Максимилиан Волошин. Многие приехавшие на слёт энтузиасты жили в его коктебельском доме. На веранде устраивались чаепития, велись беседы. Дом Волошина был известным местом, который в 20-е годы собирал под своей крышей художников, поэтов, артистов и учёных.

На соревнования 1925 года в Коктебель приехал Роберто Бартини, который участвовал в них как конструктор и пилот. Он привёз планер, построенный вместе с В. М. Мясищевым.

Соревнования планеристов регулярно проводились до 1935 года. В них приняли участие многие будущие авиаконструкторы и ракетчики: О. К. Антонов, С. В. Ильюшин, С. П. Королёв, М. К. Тихонравов, А. С. Яковлев, П. О. Сухой и другие.

Создание планеров и полёт на них невозможны без умения «вживаться» в конструкцию и ощущать «поведение» окружающего воздушного пространства. Практически все прошедшие эту «школу» авиаконструкторы неоднократно высказывались о значении полученных в ней «уроков», развивших в них то проникновение в создаваемые конструкции летательных аппаратов, в их взаимодействие с обтекающей средой, которое является отличительной чертой нашей школы авиастроения.

Для нас же эта история может стать уроком того, как работают и творят создатели «прорывных инноваций».

Строго засекреченный ди Бартини фигурировал в документах под фамилией Дунаев. Поиск разгадки тайны конструктора Дунаева-Бартини привёл к Таисии Дмитриевой, долгое время являвшейся личным чертёжником-конструктором маршала Дмитрия Устинова, много лет занимавшегося вопросами оборонной промышленности, а затем ставшего министром обороны Советского Союза. Личному чертёжнику-конструктору, готовившему множество секретных материалов для маршала, доводилось общаться практически со всеми ведущими конструкторами оборонки страны периода сороковых — начала семидесятых годов XX века.

— Помню его самолёт, — говорила Дмитриева. — В нём были непонятные узлы и агрегаты, назначения которых не понимали многие ведущие конструкторы, возглавлявшие прославленные КБ (конструкторские бюро). Для консультаций приглашались физики на уровне академиков. Конечно, всё было строго засекречено.

— А как выглядел самолёт? Вы его видели?

— Он был похож на ёлочную игрушку: весь сверкал и переливался какими-то загадочными, словно потусторонними отблесками. Будто волшебное зеркало.

По словам сотрудницы маршала Устинова, Дунаев-Бартини не отличался общительностью, хотя всегда был предельно корректен и вежлив. Никто не знал, есть ли у него семья, любимая женщина, дети, — засекреченный конструктор предпочитал не распространяться о личной жизни.

— Часто он ходил в тёмных очках, — вспоминала Дмитриева. — Тогда это было не принято, но Дунаеву разрешали. Говорили, у него какая-то редкая болезнь глаз, связанная со светобоязнью.

По словам Дмитриевой, действительно проводились испытания уникального самолёта, изобретённого Дунаевым-Бартини, но что-то пошло не так, и технику разобрали, а работы «заморозили».

— Устинов говорил, что Бартини был гений, — вздохнула Дмитриева. — Непонятый гений, очень-очень странный.

Отыскался и старый чекист Михаил Петрович Брагин, который носил погоны полковника и долгие годы проработал с маршалом Устиновым. Много повидавшего и испытавшего в жизни девяностолетнего старика некоторые считали давно выжившим из ума. Однако старый зубр помнил многие удивительные вещи. Правда, далеко не с каждым Брагин соглашался об этом говорить.

— Дунаев-Бартини? — высокий худой старик с сильными линзами очков недовольно пожевал бледными губам. — Помню. Не наш был человек!

— У него осталась семья, дети?

— Вам этого не нужно знать, — отрезал старый чекист. — Знаете, Бартини постоянно носил на галстуке какую-то штуку, вроде зажима с непонятным блестящим камушком. Хотите верьте, хотите нет, а это был самый настоящий магический кристалл! Однажды я протянул к нему руку и не смог больше сделать ни одного движения. А в голове началось чёрт знает что, и я забыл, что хотел сделать. Впечатление такое, словно ты — радиоприёмник и тебя гоняют со страшной скоростью с одной частоты на другую. А ты ничего не понимаешь из передаваемого станциями, которые вынужден принимать. А Бартини понимал!

Полковник по долгу службы интересовался Дунаевым-Бартини. Брагина поражало, что все стены своего рабочего кабинета практически не снимавший тёмных очков конструктор приказал выкрасить в ярко-красный цвет! Говорят, Бартини прекрасно видел в полной темноте и никогда не испытывая голода или жажды!

— По-моему, он ел просто из вежливости, — загадочно усмехнулся старый оперативник. — Хотя мы с ним несколько раз обедали вместе. Я его видел ещё в «шарашке». Сядет и часами сидит без движения, закрыв глаза. И не говорит ничего. Словно оттуда, — Брагин показал длинным пальцем куда-то вверх, — ему что-то говорят, а он должен внимательно слушать. А потом р-раз — и готово решение какой-нибудь сложнейшей проблемы, над которой бились чуть ли не годами. Кстати, свой таинственный камушек он сохранил и за колючей проволокой носил его там на шарфике.

— Сейчас таких людей называют «контактёрами».

— Не знаю, — покачал головой старый полковник. — Бартини мог предвидеть ход событий и иногда, словно в шутку, выдавал нам уникальные прогнозы на будущее. Не хочу их пересказывать, но все его пророчества сбылись с удивительной точностью. Даже после его кончины.

По словам старого сотрудника госбезопасности, во время испытаний самолёта действительно удалось достичь полного эффекта невидимости. Говорили, что это происходит за счёт уникальной зеркальной поверхности летательного аппарата. Дмитриева тоже упоминала о необычном внешнем виде самолёта Бартини. Конструктору удалось добиться изменения коэффициента преломления света, и самолёт исчезал. Но потом поверхность зеркал, покрывавших фюзеляж и крылья, потускнела, и эффект пропал. Такое официальное объяснение дала компетентная комиссия.

— Враньё! — заявил старый кагэбэшник. — Вы знаете о «филадельфийском эксперименте»?

В 1943 году, разрабатывая способы защиты американского военно-морского флота, в Филадельфии провели эксперимент под руководством Альберта Эйнштейна с эсминцем «Элдридж». Он исчез, как и самолёт Дунаева-Бартини, а потом появился. Эйнштейн после этого сказал, что не стоит искушать судьбу и пытаться манипулировать с пространством и временем. Неужели и у нас проводились подобные опыты?

— Думаю, наш конструктор загнал свой самолёт в другое измерение, а потом вернул, — понизил голос чекист. — Бартини очень интересовался проблемами многомерности и знал об эксперименте Эйнштейна не только из научной литературы. Сдаётся, вся его «итальянская» биография — сплошная липа!

— Но кому, как не вам, положено знать это точно?1336940967_bartini

— Эксперимент Бартини пошёл, как и в случае с «Элдриджем». Это сильно напугало руководство: никто не мог предугадать размеров возможной катастрофы при продолжении опытов и возможном сбое программы, а гарантировать стопроцентную безопасность может только Бог! Физики забили тревогу  и проект немедленно прикрыли.

— Так кем же был загадочный Бартини?

— Если хотите, считайте меня сумасшедшим. Но я уверен: он или человек из другого измерения, или инопланетянин!

Ответ убеждённого реалиста из госбезопасности ошарашил. Но время неумолимо: участников тех давних событий уже не осталось в живых. Рыться в секретных бумагах никто не позволит, возможно, они ждут своего часа, когда замыслы Дунаева-Бартини с полной гарантией безопасности смогут воплотить в жизнь другие экспериментаторы и конструкторы. Тайна загадочного конструктора и его фантастического детища остаётся нераскрытой.

Конструктор «красных самолетов» Роберт Бартини умер стремительно, как и жил: встал из-за письменного стола, сделал несколько шагов и упал бездыханным. Это случилось 6 декабря 1974 года. Его считали Леонардо да Винчи нашего времени.

4 комментариев

  1. Татьяна
    |

    Уважаемая Татьяна!
    Дело в том,что я ищу информацию о его сыне и внуке.Увы!
    Может Вам что-то известно о их судьбе?
    С уважением. Татьяна

  2. ВАСЯ ТЕЛОГРЕЙКИН
    |

    КЛАСС!!!

  3. Сергей
    |

    Мда. Спасибо за хороший материал. Бартини был в близких отношениях с Булгаковым М.А., и тот буквально срисовал с него Воланда. Итальянец из него не вышел. ))) . Риека (Фиуми) лишь легенда прикрытия.