ОСОЗНАННОЕ РОДИТЕЛЬСТВО 4

размещено в: Тексты | 1

 

Педагогика Любви и Свободы – философия семейного воспитания.

Гармоничное воспитание – это воспитание в свободе и любви, через свободу и любовь, для свободы и любви. Ю. Азаров.

Любовь всему начало! Любовь проходит «красной нитью»

Через рожденья и века.

Но и любить из нас не каждый может.

В нее свой смысл мы заложили

И обесценили бессмертное понятье…

Любые мать и отец считают, что они любят своего Ребенка. Почему же так много несчастных детей, несостоявшихся затем взрослых? Очевидно, важно разобраться в понятии «родительская ЛЮБОВЬ», в ее «качествах». Прежде всего:

  • Любовь должна быть мудрой!

  • Любовь истинная бескорыстна!

  • Любовь родительская жертвенна!

Первый принцип — это любить ребенка. Любовь есть человеческое солнце. Солнце излучает тепло и свет, без которых не было бы жизни на Земле… Ребенок становится счастливым, как только ощущает, что его любят, любят искренне и бескорыстно. Любовь облегчает воспитание, т.к. она есть единственная добрая сила, приносящая ребенку гармонию души, стимулирующая его взросление, взаимность и доброе отношение к окружающим. Педагогика любви не терпит грубости, давления, ущемления достоинства, игнорирование жизни ребенка. Ш.А. Амонашвили.

«Это сладкое слово СВОБОДА»… Не легко разобраться в философском значении понятия СВОБОДА. Человеку дан от Творца бесценный дар – свобода выбора. Каждый из людей желает свободы в самореализации, в выражении своих мыслей, слов, поступков. Это слагаемые человеческого счастья! Ежедневно мы упражняемся в самостоятельном выборе своих мыслей, слов, действий. Через это идет становление наших индивидуальных личностных качеств, обогащается наш жизненный опыт. Мудрый Учитель – Жизнь будет до тех пор преподносить нам соответствующие поучительные ситуации, пока мы не научимся делать правильный выбор на основе интуиции, совести, любви, знаний и опыта…

Может ли свобода быть абсолютной? Где грань между свободой и вседозволенностью, распущенностью, анархией? Мы живем в социуме, правила которого мы можем одобрять, принимать, исполнять или отвергать, нарушать, стараться изменить…, получая от общества (конкретных людей) ответную реакцию. Проходим путь социализации, путь нашего выбора, наших «проб и ошибок». И роль взрослых на этом пути велика. Это и есть, по сути, процесс воспитания в семье и в образовательных структурах. В нем важен стиль отношений: взрослый-ребенок, который, впрочем, тоже основан на свободном выборе взрослого, и кратко классифицируется педагогикой как:

  • демократический стиль,  основанный на сотрудничестве, доверительном общении; взрослый не «над» ребенком, а «вместе»;

  • авторитарный стиль, подразумевающий жесткое руководство, принуждение, подавление инициативы, свободного выбора;

  • либерально-попустительский стиль подразумевает общение с ребенком на принципе вседозволенности;

  • гиперопекающий стиль изначально лишает ребенка самостоятельности в физическом, психическом и социальном развитии; 

  • отчужденный стиль отношений подразумевает глубокое безразличие взрослых к личности ребенка.

Хочется нам или нет, но вся жизнь человека от рождения до смерти – это ряд последовательных «разрывов» с родителями: выход из материнского чрева, отнятие от груди, первые шаги, первая самостоятельная прогулка, детский сад, школа, армия, замужество (женитьба), отъезд в другой город, страну. Задача родителей: пока мы рядом, мы должны помочь ребенку стать самостоятельным, учиться разумно и ответственно проявлять данную Природой «страсть к свободе» (по Амонашвили).

Как это сделать? Прежде всего, с самого раннего детства:

  • уважать мнение, желание ребенка;

  • не навязывать, а предлагать;

  • не делать за ребенка того, что он может сделать сам;

  • если даже приходится помогать малышу, нельзя ущемлять его достоинства: — сам, сам, молодец!

  • поощрять любые проявления самостоятельности;

  • запрещать только то, что опасно для здоровья и жизни, ущемляет права других;

  • упражнять в принятии решений, иногда создавать специально ситуации выбора;

  • учить принимать правильное решение, «взвешивая» каждые «за» и «против»;

  • учить осознавать ответственность за свой выбор, быть требовательным к себе, адекватно оценивать свои поступки;

  • обогатить Ребенка необходимыми знаниями, навыками, которые помогут ему в принятии решения;

  • учить делать нравственный выбор, достигать цели достойными путями, ориентируясь на «голос совести», соблюдая принцип «Не навреди!» (себе, людям, миру).

Ребенок раннего возраста, естественно, должен находиться под полным надзором взрослых, они многое за него решают, т.к. у него нет жизненного опыта, он еще не знает об опасностях неверного выбора, сам же он обладает полной внутренней свободой от ответственности, от совести.

Но уже в три года малыш явно чувствует проявление «страсти к взрослению, свободе», заявляя: Я САМ! И часто слышит в ответ: — нельзя,ты еще мал, ничего не понимаешь, не умеешь, у тебя плохо получится, я тороплюсь и быстрее сделаю сама… и т.п. Так удобно взрослым, так воспитывается несамостоятельный ребенок, таким легче управлять!

От полного надзора родители должны перейти к полунадзору, предоставляя дошкольнику возможность учиться самостоятельности, умению управлять собой на свободе. От взрослых этот период требует такта, терпения, знаний педагогики, психологии, но, прежде всего, проявления уважения, любви к ребенку, укрепления внутренней духовной связи.

Заповеди семейной педагогики:

  • основа воспитания – мудрая Любовь и уважение к ребенку;
  • ребенок живет «здесь» и «сейчас», самоценны каждая минута, каждый день, проживаемый им и нами вместе с ребенком;

  • требования взрослых к ребенку должны быть едиными, но не однообразными;

  • ребенок не должен быть свидетелем «разборок» старших по вопросам воспитания;

  • ребенок – полноправный член семьи, «семейного совета».

Любить человека и не мешать ему в жизни, не отравлять его существования непрошенными заботами и навязчивым участием – это такой фокус, который немногим по силам. Д. Писарев.

Маргарита Коркина

 

 

Один комментарий

  1. Аня Барышева
    |

    Татьяна Юрьевна, эта статья — венец всего:) Я глубоко признательна вам за нее. Мы сейчас стоим на пороге 3-х летнего возраста и очень многое в новинку во взаимоотношениях с ребенком, поскольку и для нее сейчас многие горизонты в жизни открываются! Она может уже многое делать сама, ну а хочет знаааачительно больше:)))) Тут без навыков и практики не обойтись, а терпения у ребенка часто не хватает на освоение нового, она расстраивается, раздражается… А еще нужно не недооценить ее инициативность и деятельность, и направить верно, а еще и проконтролировать да так, чтоб носило форму участия, взаимодействия, игры, а никак не поучения…А как, если сам не умеешь? Ваши статьи про осознанное родительство мне очень помогают всегда. Спасибо вам большое за них!!!